Подготовлены изменения в Гражданский кодекс Республики Беларусь

На последнем заседании очередной сессии Палаты представителей принят в первом чтении законопроект «Об изменении кодексов», предусматривающий внесение существенных поправок в Гражданский кодекс. Специалисты считают, что предложенная редакция документа позволит использовать ресурсы, не задействованные белорусской экономикой, а также даст возможность снизить долговую нагрузку в тех секторах, где она сегодня высокая.

 

Как сообщил министр экономики Александр Червяков, часть новшеств направлена на гармонизацию Гражданского кодекса РБ (ГК) с законодательством наших партнеров по ЕАЭС.

Так, у юридических лиц появится возможность действовать на основании типового устава, утвержденного Совмином.

Такая практика существует в РФ, где информация о том, что субъект хозяйствования (чаще всего – ООО) работает на основании типового устава, указывается в едином государственном реестре юридических лиц.

Закрепляется общее правило о приведении договоров в соответствие с изменившимся законодательством только в том случае, если это законодательство такую обязанность предусматривает. Сегодня действует иная практика: по умолчанию следует приводить договоры в соответствие с изменившимся законодательством, если оно не устанавливает иное.

Отметим, что каждая такая корректировка может привести к определенным издержкам для субъектов хозяйствования.

Вводится институт эскроу-счетов – их предстоит внедрить, например, для финансирования долевого строительства. Для открытия таких счетов необходимо подписать между банком, покупателем и застройщиком трехсторонний договор, который, как считают специалисты, позволяет защитить интересы участников сделки.

Еще одна новация – допуск на белорусский рынок филиалов иностранных юрлиц как одной из форм коммерческого присутствия. Такой шаг важен в рамках проводимой работы по сокращению барьеров и ограничений в ЕАЭС и созданию единого рынка услуг.

Как объяснил Александр Червяков, отвечая на вопросы депутатов, сегодня иностранные организации могут открывать в нашей стране только представительства. В связи с этим иногда возникают проблемы. Например, при реализации проектов на территории Беларуси работу выполняют наши соотечественники, но трудовые договоры с ними заключаются согласно правовым нормам другого государства. И далеко не все его положения соответствуют законодательству РБ.

Для того чтобы защитить наших граждан, было принято решение о возможности создания в Беларуси иностранного филиала – юридического лица, которое несет полную ответственность за соблюдение белорусского законодательства, в т.ч. трудового.

Уточняется субъектный состав в факторинге: любая коммерческая организация сможет покупать проблемные долги и работать с ними (сейчас такое право имеют только банки). В министерстве надеются, что это расширит каналы финансирования для реального сектора экономики через отчуждение проблемной задолженности (так называемая покупка долгов). Этот вопрос актуален в рамках создания корпоративных интегрированных структур.

В ГК появятся уже используемые в рамках Декрета от 21.12.2017 № 8 «О развитии цифровой экономики» термины опцион на заключение договора, опционный договор, конвертируемый заем, заверения в обстоятельствах, безотзывная доверенность.

Предлагается включить в ГК новые статьи, посвященные таким понятиям, как юридически значимое сообщениемежкредиторское соглашение.

Глава экономического ведомства подчеркнул, что такие институты, как конвертируемые займы, безотзывные доверенности, опционы давно используются за рубежом, а с 2015 г. – и у наших партнеров по ЕАЭС. В Беларуси они впервые были введены в Парке высоких технологий (ПВТ) и оказались востребованными: в 2020 г. ими воспользовались почти 150 резидентов ПВТ. В 2021 г. отдельные из этих институтов были введены и для резидентов Китайско-Белорусского парка «Великий камень».

С точки зрения влияния на экономику предлагаемые новации будут способствовать расширению источников поступления инвестиций, в т.ч. проектов с повышенным рис­ком – так называемых венчурных, а также снижению долговой нагрузки.

Проект, по словам министра, был уточнен к первому чтению в части «упреждения возможных негативных последствий от неконтролируемой приватизации в госсекторе». Так, применение новых правовых институтов в отношении госпредприятий будет возможным только в случаях, установленных законодательными актами.

 

Среди наиболее важных изменений, разработанных на основе анализа правоприменительной практики, – исключение двойной ответственности за неисполнение денежного обязательства. Предлагается на выбор – либо закрепить в договоре неустойку, либо взыскивать проценты. Сегодня могут быть одновременно применены как неустойка, так и проценты за пользование деньгами в размере ставки рефинансирования.

И такая двойная ответственность может достигать размера основного долга. Ее исключение позволит уменьшить случаи так называемого бизнеса на ответственности, когда на этом стараются просто-напросто заработать.

Еще одна новация: по предложению Верховного Суда вводится ограничение процента по коммерческому займу. Отмечены случаи, когда кредиторы обращались с требованиями о взыскании процентов, сумма которых в два-три раза превышала сумму просроченной задолженности. В действующем законодательстве проценты по коммерческому займу не ограничены и суд не может их отменить. В проекте их размер предлагается лимитировать трехкратной ставкой рефинансирования Нацбанка.

Вносятся также изменения в статьи, касающиеся регистрации, реорганизации, ликвидации юридических лиц, напомнила председатель Постоянной комиссии по законодательству Светлана Любецкая. Корректировка затронула статьи о формах сделок, последствиях их несоблюдения, а также определения момента их заключения.

Уделено внимание защите авторских и смежных прав. Уточняется терминология в области организации вещания в целях правовой охраны передач, распространяемых в Интернете.

Конкретизируется правовое регулирование возмещения вреда, в т.ч. морального.

По аналогии с гражданским законодательством России и Казахстана увеличивается срок защиты прав авторов после их смерти с 50 до 70 лет. Предлагается закрепление организационно-правовых форм некоммерческих организаций, предусмотренных различными законодательными актами (садоводческие товарищества, товарищества собственников), а также уточнение основ правового регулирования деятельности общественных объединений и религиозных организаций.

Изменяются подходы в получении согласия законных представителей (родителей, усыновителей или попечителей) на совершение сделок несовершеннолетними в возрасте от 14 до 18 лет.

Законопроект принят в первом чтении, идет подготовка к рассмотрению его во втором, которое состоится уже в ходе весенней сессии.

Информация подгтовлена с использованием сайта https://neg.by/