КАКИЕ ПЕРЕМЕНЫ В ОБУСТРОЙСТВЕ ГОСУДАРСТВА И ОБЩЕСТВА НЕОБХОДИМЫ ИМЕННО СЕЙЧАС?


История по вертикали

Беларусь – президентская республика. Это не только модель государственного устройства. Если хотите, это ответ на вызов исторического момента: после распада СССР бывшие советские республики оказались в зоне политической турбулентности – куча партий и политиков, видевших свой курс развития государства. Но этот плюрализм мнений породил хаос и разруху. Рано или поздно каждая из стран, обретших независимость, пришла к тому, что нужен сильный лидер, способный консолидировать вокруг себя общество. Наша республика не исключение. Из Белорусской ССР надо было сделать Республику Беларусь. Почти в ручном режиме. «Лихие девяностые» часто ассоциируются с разгулом бандитизма. Но это не про нас. Желающим повторить путь Аль Капоне так надавали по сопатке, что все желание высовываться пропало.

Но это лишь часть проблем. В колхозах не хватало комбайнов для уборки урожая, вчерашние ученые уходили торговать на рынок, промышленные гиганты буксовали всеми колесами без комплектующих и заказов. По средней зарплате мы оказались на уровне Северной Африки (если не ниже). Парламент и правительство указами и постановлениями старались исправить ситуацию. Но векторы развития государства определял Президент. Беларусь в этом плане выгодно выделялась среди прочих союзных республик: в 1990-е популярность белорусского Президента даже в соседней России била рейтинги местных политиков.

Когда мы чуть встали на ноги, в стране началось строительство вертикали власти – государственной опоры и проводников идей нового этапа развития страны. Это был важный момент политической эволюции Республики Беларусь.

Следующий – и не менее важный – создание Всебелорусского народного собрания. Своеобразное вече. Но с 1996 года этому представительному органу предстоит пройти большой путь.

В современной истории Беларуси, независимой и суверенной, мы пережили бумеранги мирового кризиса и пустошь пандемии. Эти вызовы также требовали усилий и порой непопулярных мер. Пережили, справились. Доказали свою самодостаточность. Наряду с испытанием на прочность прошли экзамен политической системы.

Между тем она продолжает развиваться и совершенствоваться. Президент сам настоял на том, чтобы передать часть полномочий главы государства другим политическим структурам. Но это лишь звено формирования Беларуси нового образца.

Общественный долг

«Для сохранения страны, ее независимости и субъектности, прогрессивного движения вперед государство предложило созидательную консолидацию власти и общества, – эти слова Александр Лукашенко произнес в январском Послании к белорусскому народу и Национальному собранию. – Находясь в хорошей форме и уверенно глядя в будущее, мы подошли к важнейшему периоду нашей современной истории – обновлению политической системы, новому уровню взаимодействия государства и общества».

Речь о гражданском обществе. Точнее о законопроектах, которые его обозначат. Само собой, в Беларуси гражданское общество формировалось вместе с обретением страной независимости. Было непросто. Кувыркались между ветром перемен и наследием советского прошлого. Но, по сути, на аттестат зрелости пришлось сдавать в 2020-м.

Хороша та модель, которая обеспечивает гражданам страны достаток, мир и развитие. Сейчас это актуально. Причем мир и развитие именно здесь и сейчас. Люди хотят кроме завтра жить прямо сейчас
Президент Республики Беларусь Александр Лукашенко

Примечательно, что трудный тест прошли именно те общественные силы, которые ранее Президентом назывались столпами общества. Прежде всего профсоюзы, удостоенные на этой неделе эпитета «мощнейшие» от главы государства. А поддержка Президента национальным профцентром понятна и легко объяснима: социально ориентированная экономика – именно то, чего добиваются профсоюзы во всем мире.

Помните, что на следующий день после Послания Президента Федерация профсоюзов провела пленум, на который пригласили руководство ведущих общественных объединений страны? А августовский Форум патриотических сил, консолидировавший то самое гражданское общество? Это реверс, знак готовности.

Гражданское общество активно не только в вопросах внутренней политики. Как отметил председатель Федерации профсоюзов Михаил Орда на Форуме патриотических сил, европейские политики за годы независимости не раз пытались раскачать обстановку в нашей стране.

«Мы с вами не имеем права на ошибку, – подчеркнул председатель ФПБ. – Мы ведем за собой людей. И нам отступать некуда! Мы – на своей земле! У нас есть только один действенный метод противодействовать этому незаконному вмешательству в нашу жизнь – наше единство. Это наша страна, и мы будем ее защищать! Мы должны ценить и защищать самое святое: нашу Родину – Беларусь».

Помимо профсоюзов есть еще общественные объединения женщин и ветеранов. БРСМ, выросший из советского комсомола и поддерживаемый пионерией. Беларусь, в отличие от бывших братских республик, сохранила лучшее, наработанное десятилетиями.

Александр Лукашенко на этой неделе напомнил, что, когда в постсоветских республиках с легкостью отказывались от опыта СССР и шли на социальные и политические эксперименты, в Беларуси не спешили что-то быстро ломать, подходили ко всем вопросам вдумчиво и не торопясь.

И это было правильным решением.

Партийный билет

Что касается политических партий, здесь немного сложнее. Они нужны, бесспорно. Но после распада Советского Союза с однопартийной системой большинство граждан оказались перед сложным выбором: в чем отличие целей либерал-демократов от социал-демократов? Да та же коммунистическая партия оказалась под вопросом. В Беларуси ее сохранили. В сопредельных странах было иначе – от личной неприязни и игнорирования до полноценного запрета по идеологическим мотивам.

Но дело даже не в лозунгах. Суть в ориентирах. Если партия готова работать на благо страны – пожалуйста. Собирается плясать под чужую дудку – вам здесь не место.

Президент на обсуждении партийного строительства четко обозначил координаты: «Какие это должны быть требования? Как определить, правильно действуют партии или нет? У нас прекрасная есть организация – Всебелорусское народное собрание. Там будут представлены и политические партии, и гражданское общество. ВНС определит контуры нашего будущего, ту колею, по которой будет двигаться государство. Присутствовать будут все. И будьте добры все вот этого курса, который будет там определен, придерживаться. Ушли влево, вправо – партия или общественное движение должно быть ликвидировано. Только так мы можем удержать страну в какой-то колее, в каких-то рамках».

Строго? Да, но делу.

Почему эти существенные перемены в обустройстве государства и общества необходимы именно сейчас? Во-первых, их анонсировали еще в январе.

«Я исхожу из того: мы обещали. Мы в свое время до принятия Конституции, и в Конституции отразили это. Мы обещали нашему обществу, что эти вопросы будем решать. Обещали – надо выполнять», – заявил Президент 30 августа.

Во-вторых, 30 лет независимости требуют прогресса в развитии самосознания. Да, время сейчас непростое. В последние два года нас дербанили санкциями, нас пытались раскачать и выплеснуть. Да и период с января многое изменил: коллективный Запад пошел на новый заход. Казалось бы, не самое время делиться на партии и объединения. Но у нас свой курс и свой путь. К тому же «Мы обещали».

И мы готовы.

ИСТОЧНИК