Наши специалисты ответят на любой интересующий вопрос по услуге
Задать вопросСпециалисты исследовательского центра BEROC Лев Львовский и Катерина Борнукова представили результаты исследования, посвященного развитию белорусской пенсионной системы. Их выводы неутешительны – без реформирования пенсионной системы не обойтись, а наиболее оптимальным ее вариантом является сочетание нескольких решений одновременно.
Пенсионная система Беларуси была унаследована из СССР и долгое время не проходила глубоких структурных реформ. До сих пор почти все пенсии выплачиваются в рамках распределительной пенсионной системы, т.е. финансируются за счет текущих взносов работающих граждан и ИП, а также субвенций, выделяемых из госбюджета. Такая система хорошо работает при растущем и молодом населении и в условиях быстрого экономического роста, однако дает сбой при старении населения, замедлении деловой активности и дефиците бюджета, а это как раз те факторы, которые описывают текущую ситуацию в стране.
С 2017 года в Беларуси реализуется пенсионная реформа, предусматривающая поэтапное повышение пенсионного возраста и введение дополнительной накопительной пенсии. В 2022 году реализуется ее финальный этап, связанный с увеличением пенсионного возраста до 63 лет для мужчин и 58 лет для женщин. Ожидается, что полная реализация пенсионной реформы позволит сократить количества людей пенсионного возраста примерно на 390 тысяч человек, что снизит нагрузку на пенсионную систему и позволит ограничить дальнейший рост субвенций из бюджета. В то же время текущих результатов недостаточно, чтобы говорить о решении проблемы – мы скорее получили временную передышку, которую следует использовать для поиска более глубоких изменений.
Специалисты BEROC провели симуляции трех различных сценариев дальнейшей пенсионной реформы. В первом сценарии заложено продолжение практики увеличения пенсионного возраста при сохранении консолидированной пенсионной системы. Во втором сценарии рассматриваются варианты перехода на смешанную пенсионную систему, где некоторая часть отчислений продолжит идти на солидарную пенсию, а оставшаяся — на накопительную пенсию. Третий сценарий – комбинация двух вышеуказанных подходов.
Как показали результаты симуляции первого сценария, повышение пенсионного возраста при сохранении распределительной пенсионной системы не решает проблему в долгосрочной перспективе с учетом текущих демографических тенденций. Это касается как простого выравнивания пенсионных возрастов до 63 лет (сценарий 63-63), так и дальнейшее повышение пенсионного возраста для обоих полов до 65 лет. Кроме того, следует учитывать, что при дальнейшем повышении пенсионного возраста может резко увеличиться критика данного сценария, так как средняя продолжительность жизни мужчин в Беларуси и так не превышает 70 лет.
Стандартным решением проблемы дефицита пенсионного фонда при сокращающемся и стареющем населении в мире является введение накопительного компонента пенсии. В таком случае часть пенсионных накоплений отчисляются на специальные накопительные счета, и, выходя на пенсию, налогоплательщик получает часть пенсии из консолидированной системы и часть – исходя из того, что было накоплено (и преумножено в ходе инвестиций) на его персональном накопительном счёте.
Эффективный процент зарплат, которые граждане Беларуси отчисляют в пенсионный фонд, по расчетам исследователей составляет 18%. Модели, построенные специалистами BEROC, показывают, что оптимальной, с точки зрения приведённого дефицита бюджета, долей отчислений в накопительную часть является 6% или 1/3 от того, что отчисляется в бюджет ФСЗН. Однако при этом часть пенсионных отчислений, идущих на накопительные счета граждан, будут выпадать из доходной части бюджета солидарных пенсий. Это означает что в переходном периоде образуется избыточный дефицит ФСЗН. В долгосрочном периоде этот дефицит будет частично или полностью компенсироваться за счёт уменьшения расходной части ФСЗН. Однако ждать придется долго – дефицит будет расти до 2045 года и только к 2080 году вернется к текущим значениям. Таким образом, слабым звеном данного сценария является необходимость дополнительных субвенций из госбюджета, чтобы покрыть возросший дефицит ФСЗН в переходный период, что может стать существенным барьером на пути реализации данного варианта пенсионной реформы.
В третьем сценарии моделируется вариант выравнивания пенсионного возраста для обоих полов до 63 лет с одновременным введением накопительного компонента в размере 1/3 от отчислений в ФСЗН. Данный сценарий также показывает, что нагрузка на бюджет ФСЗН возрастет, однако уже в 2060 году он станет профицитным без субвенций из бюджета.
Главный вывод, который делают авторы исследования, заключается в том, что волшебной таблетки от проблем и дефицита пенсионной системы не существует. Поэтому решение проблемы должно будет задействовать сразу несколько инструментов одновременно, охватывая различные сферы, связанные с пенсионной системой.
Повышения пенсионного возраста не избежать, однако наиболее оптимальный вариант по мнению исследователей – выравнивание пенсионного возраста для обоих полов до 63 лет за счет поэтапного повышения пенсионного возраста для женщин. При реализации данного решения нужно понимать ее несправедливость в глазах плативших всю жизнь социальные взносы, и соответственно выстраивать коммуникацию.
Создание обязательного накопительного компонента не требует высокого доверия на старте, однако его прозрачность и независимое качественное управление станет залогом для успеха добровольных пенсионных накоплений. Критически важным также является неприкосновенность фонда и его независимость, закрепленные на законодательном уровне. Важным вопросом также является качество принимаемых инвестиционных решений. Авторы исследования считают, что пенсионный фонд должен вкладывать средства в хорошо диверсифицированный портфель, в том числе минимизируя страновые риски, а это значит, что вложения в белорусские активы (особенно государственные облигации) должны быть регуляторно ограничены. С учетом действующих санкционных ограничений вероятность реализации такого решения представляется крайне незначительной.
Важным вопросом является поиск источников финансирования переходного дефицита. Ни один из сценариев реформ не решает проблемы дефицита ФСЗН в ближайшие 30 лет. Поиск источников финансирования должен быть многосторонним. Отчасти дефицит может быть профинансирован из бюджета, другими источниками финансирования может стать сотрудничество с международными организациями, с дальнейшим рефинансированием долга через частные заимствования на международных рынках.
Специалисты BEROC также считают необходимым проведение подробного аудита существующей пенсионной системы, в частности особых пенсий. Все особые правила и исключения должны быть пересмотрены, что не означает их автоматической отмены. Система пенсионных преференций должна стать прозрачной и понятной для всех.
Источник https://neg.by/novosti/otkrytj/chto-ozhidaet-belorusskuyu-pensionnuyu-sistemu/