Арендное жилье: комплексный подход к увеличению строительства

  • ству и эксплуатации арендных домов;

  • создание экономических стимулов для заказчиков и застройщиков при строительстве арендных квартир;

  • обеспечение налоговых льгот для лиц, принимающих участие в строительстве арендных квартир;

  • освобождение заказчиков (застройщиков) по строительству арендного жилья от затрат, относящихся на стоимость 1 кв. м и увеличивающих его стоимость;

  • создание единого источника финансирования строительства арендного жилья и объектов инженерной и транспортной инфраструктуры к нему;

  • создание ОАО «Арендный дом»;

  • корректировка НПА в части сокращения объемов предоставляемой государственной поддержки за счет бюджетов разных уровней при строительстве жилья льготными категориями граждан, переориентации направления бюджетных средств и средств банков на строительство арендного жилья.

 

МЕРОПРИЯТИЯ ПО РЕШЕНИЮ ПОСТАВЛЕННЫХ ЗАДАЧ

Понимая значимость рассмат­риваемого вопроса, государством должны всемерно поддерживаться инвестиционные проекты по строительству арендного жилья. Проект должен быть выгодным для всех его участников – государства (как организатора и в определенной степени спонсора) и инвестора (как финансового участника). Без наличия экономических стимулов для заказчиков (застройщиков) при строительстве арендного жилья успешная реализация проекта невозможна. Экономические стимулы в каждом конкретном случае могут быть разными, например, предоставление земельного участка бесплатно для строительства коммерческого жилья взамен на возведение определенного объема арендного жилья и передачу его местным властям. Вариантов здесь множество, все зависит от заинтересованности местных исполнительных и распорядительных органов.

Работа каждого субъекта хозяйствования направлена на получение прибыли в конечном результате. Строительство арендного жилья предполагает получение отложенной прибыли, поэтому в начале инвестиционного цикла инвестор должен иметь соответствующий объем чистой прибыли. В этой части будет конструктивным дополнительно рассмотреть вопрос предоставления преференций организациям, строящим арендное жилье, на начальном этапе строительства, а именно о льготировании части прибыли, направляемой хозяйствующими субъектами на строительство арендных жилых помещений. В настоящее время данная норма отсутствует в налоговом законодательстве.

Снятие определенных обременений на стоимость 1 кв. м строящегося арендного жилья приведет к увеличению объемов его строительства. Например, это может относиться к затратам, не включаемым в сводный сметный расчет стоимости строительства, но относимым на эту стоимость. Полный перечень таких затрат поименован в постановлении Минстройархитектуры от 15.04.2008 № 18 «Об утверждении Инструкции по определению стоимости строительства одного метра квадратного жилого дома в базисном и текущем уровнях цен».

Создание единого источника финансирования строительства арендного жилья и объектов необходимой инфраструктуры возможно осуществить с использованием опыта функционирования в республике местного целевого бюджетного жилищно-инвестиционного фонда с 2000 г. Взяв за основу в целом оправдавшую себя схему, ее можно откорректировать с учетом действующих экономических реалий. Данный фонд целесообразно формировать за счет организаций с определенным уровнем рентабельности.

Таких организаций достаточно даже в условиях экономических санкций и при наличии иных объективных и субъективных факторов. Кроме того, отчисления в указанный фонд могут делать все организации из прибыли при условии ее льготирования на определенный процент (абсолютную величину). При этом недополученная в результате льготирования бюджетом прибыль как минимум восполнится в силу мультипликативного эффекта в экономике (строительство арендного жилья = новые рабочие места, налоги, выход из тени рынка частного арендного жилья, постепенный синергетический эффект на смежные отрасли экономики и др.).

Анализ механизмов и схем строительства арендного жилья, используемых в РФ и странах Европы, показал, что максимальный эффект может быть достигнут при симбиозе двух игроков – частного бизнеса и государства. Государственно-частное партнерство в решении насыщения рынка арендным жильем может дать эффективный результат при условии заинтересованности государства в этом и предложении бизнесу равных правил игры. Одним из действенных механизмов могла бы стать многоступенчатая схема финансирования арендного дома.

Перенаправление средств бюджета, представляющих господдержку, только на первый взгляд кажется панацеей. Вместе с тем финансирование льготных квартир осуществляется в настоящее время преимущественно банками, которые в течение последующих лет получают ежемесячно выплаты в виде сумм основного долга и процентов по нему. На данных этапах и включается механизм господдержки в виде ежемесячных выплат за счет бюджетов (частично – собственных средств граждан) в размере, определенном законодательством.

Главный финансовый игрок в этой схеме – банк, который предоставляет под соответствующие условия денежные средства не льготным категориям граждан для строительства частного жилья, а застройщикам или местным исполнительным и распорядительным органам для строительства арендного жилья на определенных условиях (в рассматриваемом случае можно не прекратить, а снизить строительство жилья для льготных категорий граждан с использованием господдержки, оставив только самых незащищенных и малообеспеченных).