-
ству и эксплуатации арендных домов;
-
создание экономических стимулов для заказчиков и застройщиков при строительстве арендных квартир;
-
обеспечение налоговых льгот для лиц, принимающих участие в строительстве арендных квартир;
-
освобождение заказчиков (застройщиков) по строительству арендного жилья от затрат, относящихся на стоимость 1 кв. м и увеличивающих его стоимость;
-
создание единого источника финансирования строительства арендного жилья и объектов инженерной и транспортной инфраструктуры к нему;
-
создание ОАО «Арендный дом»;
-
корректировка НПА в части сокращения объемов предоставляемой государственной поддержки за счет бюджетов разных уровней при строительстве жилья льготными категориями граждан, переориентации направления бюджетных средств и средств банков на строительство арендного жилья.
МЕРОПРИЯТИЯ ПО РЕШЕНИЮ ПОСТАВЛЕННЫХ ЗАДАЧ
Понимая значимость рассматриваемого вопроса, государством должны всемерно поддерживаться инвестиционные проекты по строительству арендного жилья. Проект должен быть выгодным для всех его участников – государства (как организатора и в определенной степени спонсора) и инвестора (как финансового участника). Без наличия экономических стимулов для заказчиков (застройщиков) при строительстве арендного жилья успешная реализация проекта невозможна. Экономические стимулы в каждом конкретном случае могут быть разными, например, предоставление земельного участка бесплатно для строительства коммерческого жилья взамен на возведение определенного объема арендного жилья и передачу его местным властям. Вариантов здесь множество, все зависит от заинтересованности местных исполнительных и распорядительных органов.
Работа каждого субъекта хозяйствования направлена на получение прибыли в конечном результате. Строительство арендного жилья предполагает получение отложенной прибыли, поэтому в начале инвестиционного цикла инвестор должен иметь соответствующий объем чистой прибыли. В этой части будет конструктивным дополнительно рассмотреть вопрос предоставления преференций организациям, строящим арендное жилье, на начальном этапе строительства, а именно о льготировании части прибыли, направляемой хозяйствующими субъектами на строительство арендных жилых помещений. В настоящее время данная норма отсутствует в налоговом законодательстве.
Снятие определенных обременений на стоимость 1 кв. м строящегося арендного жилья приведет к увеличению объемов его строительства. Например, это может относиться к затратам, не включаемым в сводный сметный расчет стоимости строительства, но относимым на эту стоимость. Полный перечень таких затрат поименован в постановлении Минстройархитектуры от 15.04.2008 № 18 «Об утверждении Инструкции по определению стоимости строительства одного метра квадратного жилого дома в базисном и текущем уровнях цен».
Создание единого источника финансирования строительства арендного жилья и объектов необходимой инфраструктуры возможно осуществить с использованием опыта функционирования в республике местного целевого бюджетного жилищно-инвестиционного фонда с 2000 г. Взяв за основу в целом оправдавшую себя схему, ее можно откорректировать с учетом действующих экономических реалий. Данный фонд целесообразно формировать за счет организаций с определенным уровнем рентабельности.
Таких организаций достаточно даже в условиях экономических санкций и при наличии иных объективных и субъективных факторов. Кроме того, отчисления в указанный фонд могут делать все организации из прибыли при условии ее льготирования на определенный процент (абсолютную величину). При этом недополученная в результате льготирования бюджетом прибыль как минимум восполнится в силу мультипликативного эффекта в экономике (строительство арендного жилья = новые рабочие места, налоги, выход из тени рынка частного арендного жилья, постепенный синергетический эффект на смежные отрасли экономики и др.).
Анализ механизмов и схем строительства арендного жилья, используемых в РФ и странах Европы, показал, что максимальный эффект может быть достигнут при симбиозе двух игроков – частного бизнеса и государства. Государственно-частное партнерство в решении насыщения рынка арендным жильем может дать эффективный результат при условии заинтересованности государства в этом и предложении бизнесу равных правил игры. Одним из действенных механизмов могла бы стать многоступенчатая схема финансирования арендного дома.
Перенаправление средств бюджета, представляющих господдержку, только на первый взгляд кажется панацеей. Вместе с тем финансирование льготных квартир осуществляется в настоящее время преимущественно банками, которые в течение последующих лет получают ежемесячно выплаты в виде сумм основного долга и процентов по нему. На данных этапах и включается механизм господдержки в виде ежемесячных выплат за счет бюджетов (частично – собственных средств граждан) в размере, определенном законодательством.
Главный финансовый игрок в этой схеме – банк, который предоставляет под соответствующие условия денежные средства не льготным категориям граждан для строительства частного жилья, а застройщикам или местным исполнительным и распорядительным органам для строительства арендного жилья на определенных условиях (в рассматриваемом случае можно не прекратить, а снизить строительство жилья для льготных категорий граждан с использованием господдержки, оставив только самых незащищенных и малообеспеченных).
Источник https://neg.by/novosti/otkrytj/arendnoe-zhile-uvelichenie-stroitelstva/