Не привиделась ли ладья?

День города в 1974 году в Витебске отмечали с особым размахом. Северная столица Беларуси праздновала 1000-летний юбилей. Именно в его контексте широко распространилась легенда об основании города киевской княгиней Ольгой и закрепилась дата этого события, известная из памятника местного летописания – Витебской летописи Панцирного и Аверки 1768 года.

Споры вокруг года основания Витебска и причастности к этому княгини Ольги не утихают по сей день. Разобраться с именами и датами нам помог заведующий кафедрой истории и культурного наследия ВГУ имени П.М. Машерова, кандидат исторических наук, доцент Анатолий Дулов.

Неувязочка вышла?

«В лето 974 Ольга, победив ятвягов и печенегов, переправилась через реку Двину и с войском заночевала. Облюбовав гору, она основала деревянный замок, назвав его, от реки Витьбы, Витебском; построила в Верхнем замке каменную церковь святого Михаила, а в Нижнем — Благовещения и, пробыв два года, отправилась в Киев»

Главной проблемой красивой легенды было то, что к 974 году княгини Ольги, видимо, уже не было в живых. Согласно Повести временных лет она умерла в 969 году.

Есть гипотеза, одним из авторов которой, очевидно, был доцент ВГПИ имени С.М. Кирова (сегодня – ВГУ имени П.М. Машерова) Михаил Рывкин, что всему виной ошибка переписчика. Переводя дату от сотворения мира в систему отсчета от Рождества Христова и правильно пересчитав цифры, он случайно поменял их местами: вместо 947 года записал 974. Но из какого же источника была взята легенда? Всерьез авторы гипотезы этим вопросам не задались. Сегодня известны и другие источники, содержащие легенду или отсылку к ней, но и они датируются тем же XVIII веком.

Примерно одновременный  Витебской летописи источник отыскал в Российском государственном историческом архиве исследователь Валерий Шишанов. Он обратился к «Атласу Полоцкой губернии 1777 года». В «Описании Полоцкой губернии», которая предшествовала картам, была изложена та же история, но куда более лаконично и с другой датой, также вызывающей сомнения: «Оной город начало свое имеет от российской княгини Ольги, которая в 914 году проезжала в Киев через оное место и ночевала на горе, где и велела на той горе строить город и по реке Витьбе назвала Витебск».

О том, что легенда была широко известна в Витебске, как минимум, в начале XVIII века, есть свидетельство, на которое обратил внимание историк Максим Макаров. В универсале 1714 года, данном Витебским воеводой и войтом Казимиром Александром Потеем братству Витебской Благовещенской каменной церкви, находящейся в Нижнем замке, княгиня названа  славной основательницей этого храма, «который стоит от начала города».

А была ли Ольга?

На сегодняшний день есть несколько мнений относительно историчности описанных в летописи событий. Так, некоторые исследователи, в числе которых авторитетный витебский краевед Аркадий Подлипский, склоняются к тому, что легенда об Ольге ничем не подтверждена и является выдумкой. Уж слишком много неувязок в ее тексте. Это и дата, и победа Ольги над ятвягами и печенегами, которые жили далеко и друг от друга, и от Витебска. Не существовало в Х веке Верхнего и Нижнего замков, равно как не могли появиться сразу два христианских каменных храма.

Кто же тогда придумал эту легенду и зачем она была нужна?

На этот вопрос отвечает гипотеза доцента БГУ Андрея Прохорова. Он называет историю об Ольге псевдоисторическим преданием XVII века. Время ее создания совпало с периодом борьбы между православными и униатами за витебские храмы. И написали ее, якобы, в православной образованной среде, чтобы подтвердить: Витебск изначально был православным, храмы здесь возвела первая славянская женщина-христианка.

При этом Прохоров не исключает, что основой для легенды могли послужить бытовавшие в народе устные сказания. И это не перечит третьей версии.

Из уст в уста

– Сегодня дата основания Витебска уже устоявшаяся. Но мы прекрасно понимаем, что она условна. Впрочем, как и любая другая дата основания древнего города, – говорит Анатолий Дулов. – Я согласен с теми исследователями, которые допускают, что источником легенды об основании Витебска послужила устная традиция. Вопрос в том, когда и почему возникла легенда.

При этом Анатолий Дулов не исключает, что в основе предания могут лежать реальные исторические события. В 947 году княгиня Ольга могла побывать в Витебске, устанавливая погосты (центры сбора дани). В пользу этого говорит подчинение Витебска Киеву вплоть до 1021 года. О превращении кривичского поселения в город, т.е. административный центр, центр ремесла и торговли, на рубеже Х – ХI веков свидетельствуют и археологические материалы.

– Исторические же неточности могут быть свидетельством как выдумки, так и длительного устного бытования легенды в народе, – говорит Анатолий Дулов. – Ведь в таком случае устный источник «обогащается» не существовавшими в изначальной  версии деталями и напластованиями различных эпох. Так приписывание княгине постройки церквей подчеркивало, что город с момента основания был христианским. Верхний и Нижний замок в тексте указывали на местоположение церквей, понятное современникам. Сведения о том, что княгиня прожила в Витебске два года, подчеркивало его значимость. А упоминая ятвягов и печенегов, летописец, наверняка, стремился показать свою эрудицию.

Анатолий Дулов отмечает, в наше время устные сообщения живут не долго, поэтому возникает вопрос, как не записанная легенда существовала столько веков, но для периода Средневековья и раннего Нового времени допустить такое возможно.

– Я считаю, уже сам факт существования легенды об основании Витебска киевской княгиней Ольгой – повод для гордости. При этом важно понимать, что правдивость предания мы вряд ли сможем когда-то доказать. И вопрос о том, сыграла ли княгиня Ольга ключевую роль в развитии восточнославянского города, основанного кривичами у слияния Двины и Витьбы, остается открытым, – резюмирует историк.

 

По материалам газеты «Беларускi час»

Фото из открытых интернет-источников

Источник https://vitebsk.1prof.by/news/knyaginya-olga/