У Беларуси появится собственный порт. Что уже известно

НЕ НА ЗАПАД, ТАК НА ВОСТОК

Особенность перевалки белорусских сырьевых внешнеторговых грузов заключается в том, что в отличие от многих остальных позиций данные товарные группы реализуются далеко за пределами страны, из-за чего пропускная способность маршрутов, а также стоимость доставки приобретает критическое значение.

Напомним, что в конце 2020 г. – начале 2021 г. Беларусь была вынуждена отказаться от поставок сырьевых товаров через литовские порты. Сначала об остановке экспорта нефтепродуктов по новым контрактам через Клайпеду объявило дочернее предприятие «Белорусской нефтяной компании» BNK (UK) Limited, хотя фактическая перевалка грузов продолжалась еще полтора месяца – до конца февраля 2022 г. А 1 февраля 2022 г. Литовская железная дорога вынуждена была расторгнуть контракт на перевозку калийных удобрений в терминал для последующей отправки после того, как правительство признало данное соглашение представляющим угрозу для национальных интересов страны. В итоге маршрут, который в течение более 10 лет использовался для вывоза белорусской продукции к морю для последующей доставки покупателям, в одночасье оказался утрачен.

Тогда же правительство стало прорабатывать вопрос альтернативного выхода к морю. В числе наиболее предпочтительного варианта для отгрузки белорусских товаров морем назывался порт на территории РФ в Усть-Луге. 19 февраля 2021 г. в Москве было подписано межправительственное соглашение о перевалке белорусских нефтепродуктов, предназначенных на экспорт в третьи страны, через российские порты. Документ предполагает перевалку белорусскими предприятиями через российские порты более 9,8 млн т нефтепродуктов в 2021–2023 гг. (по 3,1–3,5 млн т в год).

При этом нефтепродукты производства белорусских НПЗ должны были перевозиться до портов РФ железнодорожным транспортом. Казалось бы, решение найдено, но проблема себя не исчерпала, поскольку стоимость логистики для Беларуси возросла, в первую очередь за счет удлинения стоимости маршрута в части наиболее дорогой ее составляющей – железнодорожных перевозок.

Несмотря на то, что российская сторона пообещала компенсировать потери белорусской за счет скидок в обмен на гарантии по обеспечению оговоренных объемов загрузки, однозначно можно сказать, что изначально условия по стоимости перевозок были менее выгодными для белорусской стороны из-за их более высокой стоимости. Чтобы снизить стоимость затрат на логистику и обеспечить необходимую проходимость, белорусская сторона выступила с инициативой строительства собственного порта на территории РФ. Несмотря на то, что с тех пор прошло более полутора лет, руководство РБ только сейчас вплотную подошло к решению данного вопроса.

Белорусский порт на российском северо-западе

По итогам прошедшего совещания премьер-министр Роман Головченко сообщил, что решение о создании собственных портовых мощностей принято. По поручению главы государства Совмин просчитал все возможные варианты. А. Лукашенко поинтересовался проработанными вариантами, стоимостью и сроками строительства, окупаемостью и возможными рисками. Президенту было представлено несколько отработанных вариантов дальнейшего развития собственных мощностей. Главное требование – построить порт быстро и с минимальными затратами. По одному из предложений решение принято, оно будет реализовано в самое ближайшее время.

В то же время конкретное место, сроки реализации проекта и его стоимость премьер-министр раскрывать не стал. Известно лишь, что территориально порт будет строиться на северо-западе России (предположительно – р-н Санкт-Петербурга и Ленинградской обл.) и будет способен переваливать большие объемы всех видов белорусских грузов – минеральные удобрения, лесные и накатные грузы, контейнерные перевозки. При этом глава правительства сообщает, что проект может заработать уже до конца года.

Не исключено, что речь идет о приобретении готового порта с возможностью модернизации его инфраструктуры, поскольку Р. Головченко говорил не столько об строительстве порта, сколько о необходимости инфраструктурных инвестиций, которые важно правильно оценить с учетом их влияния на экономику страны в нынешних реалиях. При этом уже сейчас белорусские компании должны осваивать свободные мощности российских портов и грузить наши товары.

В ходе совещания А. Лукашенко вспомнил и о судьбе белорусских инвестиций в литовскую портовую инфраструктуру. Так, еще в 2013 г. «Беларуськалий» приобрел 30% акций терминала сыпучих грузов Biriu kroviniu terminalas (ВКТ) за 30 млн USD. Сейчас же, по словам главы государства, литовское правительство забрало у Беларуси эту собственность. Однако впоследствии стало ясно, что фактического отъема все же не было. Как пояснил Р. Головченко, решений о конфискации белорусского имущества в Клайпеде, Друскининкае или Юрмале пока не принято.

Премьер-министр отметил, что есть угрозы, заявления о планах по нацио­нализации, но в странах ЕС прецедентов по прямой конфискации или изъятию белорусского имущества пока еще нет. Вместе с тем Р. Головченко напомнил, что в отношении активов иностранных инвесторов также введены ограничения, направленные на их отчуждение, и в ответ на изъятие своей собственности белорусская сторона будет отвечать симметрично.

Тем временем прекращение перевалки белорусских калийных удобрений через терминалы BKT привело к резкому падению загрузки мощностей предприятия. Компания заявила, что ее деятельность приостановлена на неограниченное время из-за решений властей и что у нее пока нет возможности обрабатывать другие насыпные грузы. В результате BKT принял решение уволить всех 146 сотрудников к маю, но, по данным delfi.lt, по состоянию на 24 мая в компании все еще работало 64 человека. В прошлом году оборот составил 95 млн EUR – на 5% больше, чем в 2020 г. (90,7 млн EUR). В 2021 г. BKT перевалил 11,5 млн т удобрений, или на 15% больше, чем в 2020 г.

***

Таким образом, белорусское правительство возлагает большие надежды на строительство порта на территории РФ для снижения стоимости логистики белорусских экспортных товаров. Однако «узким местом» транспортной цепочки является доставка грузов до порта, что ставит белорусские компании в зависимость от тарифной политики РЖД. Также неизвестной остается стоимость строительства порта и срок его окупаемости. Надеемся, что появление дополнительной информации позволит заново оценить перспективы данного проекта. 

 

 

 

Источник https://neg.by/novosti