Наши специалисты ответят на любой интересующий вопрос по услуге
Задать вопрос
«Сердцем за Беларусь»: формирование государства и истинного народовластия в 1994 — 2000 годы
«Сердцем за Беларусь»: становление суверенной и независимой страны в 2000 — 2010 годы
«Сердцем за Беларусь»: развитие государства народа и для народа в 2010 — 2020 годах
1994 — 2000‑е годы. Формирование белорусского государства и истинного народовластия
Тридцатилетие института президентства отмечаем мы в эти дни. 15 марта 1994 года Верховный Совет принял Конституцию Республики Беларусь, которой наша страна объявила себя унитарным демократическим социальным правовым государством. И президентской республикой. Летом того же года состоялись первые выборы Президента Беларуси. Они проходили в два тура — 23 июня и 10 июля. Несмотря на беспрецедентное противодействие «административного ресурса», даже в первом туре среди шести кандидатов Александр Лукашенко набрал 44,82 процента голосов, а во втором — уже 80,34 процента. Хотя по озвученному в те дни мнению одного из депутатов, и первые данные Центризбиркома, и расчеты наблюдателей показали, что в реальности Александр Лукашенко побеждал уже в первом туре с результатом 54 — 56 процентов.
Рабочая поездка в Солигорск. 13 октября 1994 года.
— Вы не знаете, что такое быть Президентом. Я вам должен сказать, что это страшная ноша. Это только, может, людям кажется, что Президент — это его показывают на телевидении и даже организуют мост в прямом эфире и так далее. Но это только чисто внешний антураж. А если коснуться существа, то это тяжелейшая ноша, это бессонные ночи, это нервные потрясения, это оппозиция — и зачастую неконструктивная.
В интервью передаче «Диалог в прямом эфире», ноябрь 1994 года.
14 июня 1994 года в «Народной газете» были опубликованы тезисы программы кандидата в Президенты Республики Беларусь Александра Лукашенко «Отвести народ от пропасти». Уже первые строки этого исторического документа живописуют забытый многими сегодня ужас ситуации тех дней:
«Мы стоим над пропастью системного кризиса государства. Даже после Великой Отечественной войны такого не было. Общий спад производства составил 40 процентов. Сельское хозяйство отброшено на 20 лет назад. Инфляция в 1993 году составила 1700 процентов и возрастает на 50 процентов ежемесячно. Остановлено производство на многих предприятиях, растет безработица. Снижается мотивация к производительному труду. Процветают спекуляция, насилие, размываются моральные устои общества, честность и порядочность становятся категориями третьего сорта. Преступность замахнулась не только на безопасность граждан, но и на само государство. Коррупция парализовала работу власти. По живому разрезаны традиционные связи братских народов».
В том же 1994 году была утверждена Программа неотложных мер по выходу экономики Республики Беларусь из кризиса, благодаря которой удалось замедлить рост инфляции и потребительских цен. Беларусь одной из первых стран СНГ преодолела последствия экономического коллапса, вызванного распадом СССР, и заняла лидирующие позиции в темпах наращивания своего экономического и социального потенциала.
В апреле 1991 г. Беларусь сотрясла череда протестов и забастовок — после двукратного повышения цен на розничные товары.
Александр Лукашенко резюмировал, вызвав овацию площади Независимости:
— Вы просили меня, совсем молодого, неопытного человека, отвести народ от пропасти. Мы это сделали. Мы сделали то, о чем мечтали миллионы предшественников. Мы построили суверенное независимое государство впервые в нашей истории. Время выбрало тогда нас, и мы это сделали!
Какой ценой, каким самоотверженным трудом миллионов белорусов и их национального лидера это было сделано — об этом уже написаны тысячи статей и десятки книг. Уже к концу десятилетия, вобравшего в себя и крах огромной советской державы, и формирование на ее обломках суверенного белорусского государства, беспристрастные индикаторы статистики стали отмечать весьма позитивные сдвиги.
Белорусский народ и его молодая страна не только отступили от пропасти — они вышли на долгожданный простор созидательного развития. «От пропасти развала и социального взрыва к стабильности и прогрессу» — эта главная программная задача Александра Лукашенко была полностью выполнена.
ГЛАЗАМИ ОЧЕВИДЦЕВ
— Когда мы приняли Декларацию о независимости, была эйфория. Но этот документ не давал ответа на главный вопрос: мы не знали, к чему придем. В стране начался хаос, причем серьезный. Во-первых, мы лишились, по сути, половины законодательной базы, которая действовала до того, особенно касательно налогов, бюджета, денег, финансов. Целый ряд экономических законов, действовавших в СССР, утратил силу с принятием Декларации о независимости. А во-вторых, и это самое главное, у нас не оказалось лидера в стране. Да, были Совет Министров, его председатель, но это была гвардия, работавшая в условиях СССР, когда руководящий центр направлял, указывал и помогал. Кроме того, еще при Горбачеве случилось страшное событие: руководителей предприятий, организаций, колхозов и совхозов начали избирать на общих собраниях. И, как правило, сильных, мудрых и лучших руководителей тем самым лишили мест.
Начался общий развал. Начали разбазариваться все основные фонды, которые были в республике, возникло серьезное расслоение общества: кто-то богател, а все больше населения оказывалось в нищете. Приватизационные чеки ситуацию не улучшили, коллапс приближался: случалось даже, что в больницах не было простыней, а в столовых ножи и вилки помечали метками или сверлили в них отверстия, чтобы предотвратить кражи. Инфляция доходила до 300 процентов в год, не хватало денежной массы. Депутатами Верховного Совета были примерно 350 человек, а постоянно работали (в комиссиях) — 75. Мы работали допоздна, а когда выходили из Дома Правительства (жили мы в гостинице «Минск»), нас сопровождала милиция, потому что на тротуарах стояла масса народа, нехорошо нас встречавшая. Председателям комиссий и иным, допоздна работавшим, даже выдали пистолеты Макарова…
Иными словами, ситуация была не просто аховая, иного выхода не было: стране нужен был национальный лидер. Неудивительно, что Верховный Совет при всем его разнообразии, при наличии множества политических взглядов решил избрать Президента страны, дав ему полномочия, — чтобы он смог навести порядок. Тогда кандидатами в Президенты было шесть человек, и победа Александра Лукашенко не всем оказалась по нраву: править хотели многие. Но выборы были поистине демократичными, никто вмешаться извне и повлиять на ход голосования не смог. И народ свое решение принял. На мой взгляд, совершенно правильное. Народ поверил одному. С тех пор у нас есть управление и порядок — и это самое главное.
— Я говорю о государственном регулировании экономики, в том числе и в обществе, если говорить об этом в широком плане. Ни одно государство от этого никогда не отказывалось. Если вы знаете такие государства, назовите их мне. Я таких государств не знаю. Ни Германия, ни та же социалистическая, как мы ее называем, Швеция, ни та цивилизованная Америка — они от этого не отошли. Степень разная, у нас она больше. Почему? Потому что мы увидели, если мы сегодня не положим конец тому беспределу, который у нас творится, то завтра будем пожинать бурю.
В интервью передаче «Диалог в прямом эфире», ноябрь 1994 года.
«Саморегулирующая» роль неконтролируемого рынка проявилась только в создании дефицита и очередей.
— В 1994 году я работал на Могилевском областном радио. И попутно подрабатывал на полставки собственным корреспондентом Республиканского радио. 10 июля — день второго тура президентских выборов — с утра был, в принципе, обычным. Проехался по нескольким участкам, услышал мнения избирателей. А потом отправился в областной избирком: надо было узнать последние цифры о ходе голосования. Иду в облисполком и вижу непривычную картину: в коридоре, сидя на подоконнике, скучает милиционер с автоматом. Захожу в кабинет, а там несколько доверенных лиц кандидата в Президенты Лукашенко. И сам Александр Григорьевич. Член избирательного штаба (на тот момент главный редактор областной газеты «Могилевские ведомости») Григорий Кисель периодически говорит соратникам «надо поговорить» и выскакивает с кем-нибудь в коридор на пару минут. Сам же Лукашенко невозмутим. По крайней мере, внешне. Думаю, вот она, журналистская удача — есть возможность первым взять интервью у избранного Президента. Да, еще не вступившего в должность, да, еще официально не озвучены результаты выборов. Но (это уже понятно по цифрам) ставшего действительно народным избранником. Включаю репортерский магнитофон и задаю вопрос… Беседа тогда получилась недолгой. Всех деталей за давностью лет не восстановлю, но в память врезалась одна фраза: «Запомните этот день. Начиная с него буду делать все, чтобы жизнь белорусов становилась все лучше и лучше». Подумал тогда: насколько смел человек, не боится давать конкретные обещания. Не оставляя при этом себе маневра для отступления. Вроде «сделаю все для…», чтобы, если не удастся что-то, развести руками и сказать: «Что поделаешь, так получилось».
Интервью то переслал в редакцию. Ждал, что появится в вечернем выпуске новостей. Но в эфир его не дали. Что, в общем-то, понятно: государственные СМИ тогда поддерживали другого кандидата. Ведущий лишь ограничился фразой: «Кандидат Лукашенко в беседе с нашим корреспондентом сказал то-то и то-то». И все… То интервью вспомнил спустя год. В 1995‑м с участием Президента в Могилеве открывали мост через Днепр (до сих пор в народе его называют «новый»). Объект этот строился долго. Из-за отсутствия средств в последние годы существования СССР работы заморозили. А тут раз — и все сделали. На пресс-конференции после открытия спросил у Президента, можно ли считать открытый мост не только неким объектом, но еще и символом того, что мы все вместе, не ссылаясь на трудности, можем сделать что-то глобальное, перебравшись с одного берега жизни на другой — новый, лучший. Ответ был короток: «Однозначно!»
— Сорос первый приехал, деньги привез на историческую правду, на учебники и так далее. И я ему честно и искренне сказал: господин Сорос, вы больше к нам не приезжайте, я не буду проводить эту политику. И вот тогда я стал тоталитарным диктатором, тогда я стал ненавистным. И наша страна в том числе. За что? За то, что мы хотели писать сами свои учебники. Вы знаете, какие они были тогда. За то, что мы сами хотели выстраивать свою жизнь, быть суверенными и независимыми.
В ходе открытого урока «Историческая память — дорога в будущее», 1 сентября 2022 года.
Март 1995 года. Гомельская область, Брагинский район.
— Мы давно отвыкли от того безумия, которое происходило в девяностые. Была полная неразбериха в экономике, валютчики на каждом шагу («доллар, марочка, российские рубли»). Серьезное влияние ОПГ — объединенных преступных группировок. И на этом фоне — махрово расцветавшая деятельность различных структур, финансировавшихся извне, — Фонда Сороса и прочих, которые под видом различных благородных целей имели задачу поставить под контроль экономическую и политическую системы Беларуси, получить под контроль основные наши предприятия. Их бы совершенно устроил Лукашенко, будь он политиком, готовым предать национальные интересы и закрыть глаза на коррупцию и всю ту мутную воду, в которой им можно было «ловить рыбу».
Но белорусский Президент был поистине народным, причем избранным как раз на волне борьбы с коррупцией и чванством. И люди, наши сограждане, голосовали именно за него — человека, боровшегося за порядок и дисциплину, за право белорусов быть хозяевами на своей земле. Напомню, первое, что он сделал, — вычистил с белорусской земли весь криминалитет: рэкетиров, валютчиков. А ведь до того на центральных рынках Минска арендная плата была менее 100 долларов, но 400 при этом ежемесячно нужно было платить рэкетирам. К нам стали бояться заезжать «воры в законе» из соседних республик, поскольку разговор с ними у нас был коротким. То есть мы стали жить в правовом поле. Кроме того, с белорусского ландшафта были удалены деструктивные международные псевдодемократические фирмы. И это также стало важным шагом. Александр Лукашенко и его команда принципиально начали проводить самостоятельную внутреннюю и внешнюю политику, не позволили разграбить народное добро, очень точечно и взвешенно вели приватизацию. Иными словами, те годы для Александра Лукашенко были, с одной стороны, крайне тяжелыми (вспомните многолетний и казавшийся безнадежным долгострой Дворца Республики в самом центре белорусской столицы, безнадегу чернобыльской зоны и многое другое), а с другой — с них начался отсчет пути к настоящему порядку и процветанию. Остался в прошлом авторитет криминала, ныне авторитет — у правоохранительных органов, силовых структур, органов госбезопасности, Вооруженных Сил. Мы сохранили память о Великой Победе, воспитали уважение к своему Государственному флагу. Лукашенко выстроил систему, которая позволила Беларуси сегодня занять достойное место в семье народов мира.
— Только в результате конституционной реформы мы сможем уйти наконец от бесконечных бессмысленных политических баталий наверху и сосредоточиться на проблемах, которые больше всего волнуют наших людей… Именно в сильной власти сегодня спасение для нашего государства и экономики. При слабом Президенте наши доморощенные либералы под разговоры о всеобщем благе всех нас без штанов оставят в собственной стране.
В ходе выступления на республиканском совещании работников агрокомплекса, 9 октября 1996 года.
Первый за годы независимости референдум в истории нашей страны был проведен 14 мая 1995 года, дав ответы на четыре вопроса: о придании русскому языку, наряду с белорусским, статуса государственного; об изменении государственной символики; о поддержке действий Президента, направленных на экономическую интеграцию с Российской Федерацией; о необходимости внесения изменений в Конституцию, которые предусматривают возможность досрочного прекращения полномочий Верховного Совета.
11 июня 1996 года «СБ» писала: «Верховный Совет во многих случаях говорил гораздо эффективнее, чем делал… Вряд ли в управлении государством можно добиться чего-то путного, если даже наиболее солидные люди будут подменять законотворческую работу политической трескотней».
Инспирированная по американским и польским лекалам забастовка сотрудников минского метро. Август 1995 г.
Но самое главное, ВНС, как и сформированный по результатам второго референдума новый двухпалатный Парламент — Национальное собрание Беларуси, — подтвердило формирование истинного народовластия в Беларуси. И на его основе — власти, решающей исключительно народные интересы.
— Тот период запомнился становлением Беларуси как суверенного государства. Конечно, это был период больших надежд. И они, надо сказать, оправдались. Остались далеко в прошлом задержки с выплатой зарплаты, уже много лет она стабильна. К нам в хозяйство сегодня приходят молодые кадры: в бухгалтерию, механизаторами. Улучшены автодороги, создана вся необходимая инфраструктура. Обновлен сельскохозяйственный машинный парк, мы сохранили и развили производство тракторов, комбайнов, автомобилей. Обеспечен выход сельхозпродукции на мировой уровень, ее высокая степень конкурентоспособности. Конкретно в нашем хозяйстве полностью модернизирован машинно-тракторный парк, получены новые агрегаты. В отрасли животноводства построена роботизированная ферма, помещения для содержания телят, многие другие. И мало уже кто помнит, что сразу после развала СССР была полная неопределенность. Ныне же все поставлено на высший уровень, работа ведется на перспективу: на увеличение урожайности сельскохозяйственных культур, совершенствование технологий их возделывания. Но самое главное, пожалуй, у людей возникла личная психологическая причастность к общему и крайне важному делу — обеспечению продовольственной безопасности нашей страны. А потому и отношение к труду поменялось в лучшую сторону, и степень личной ответственности возросла. Потому что знаем, за что работаем и для чего работаем. Труд на земле нелегок, но вновь в почете. И есть уверенность в завтрашнем дне. Сейчас я вновь могу повторить, что не раз уже говорил: идем мы в правильном направлении. И потому, уверен, с каждым годом результаты будут все более значительными.
— Президента знаю очень давно — еще в Могилевском педагогическом институте на историческом факультете вместе с Александром Григорьевичем учился. И с тех пор помню один случай. Александр Лукашенко во время летней сессии сдавал экзамен по истории Беларуси. Преподаватель — Яков Иванович Трещенок — хотел поставить студенту четверку. Но Лукашенко от этой оценки отказался: мол, осенью сдаст на пятерку. И сдал! Практически он сделал невозможное — получить отличную оценку у Трещенка было очень сложно, сродни чему-то фантастическому. Студенты и преподаватели восхищались, помню: «Ну Лукашенко молодец — пообещал и сделал».
2000 — 2010 годы. Становление суверенной и независимой страны
— Мы сумели сделать нашу страну не только суверенной, но и экономически независимой, что гораздо сложнее. У нас сохранена и приумножена общенародная собственность. Наша экономика развивается не за счет чьих- то подачек, а за счет нашего собственного труда. У нас сохранена и приумножена такая общенародная собственность, которая позволяет защитить наш народ.
На третьем Всебелорусском народном собрании, 2 марта 2006 года.
Во время рабочей поездки по Минскому району, 2006 год.