Обращения граждан. Алгоритм действий

Исключительное право на данный авторский материал принадлежит ООО «Профессиональные правовые системы» 

Обращения граждан

ПИСЬМЕННЫЕ ОБРАЩЕНИЯ
Что делать с обращением гражданина, если он принес его сам, а не подал через государственную единую (интегрированную) республиканскую информационную систему учета и обработки обращений граждан и юридических лиц обращения.бел? Данное обращение необходимо зарегистрировать и рассмотреть.
Граждане Республики Беларусь реализуют право на обращение путем подачи (внесения) в том числе письменных и устных обращений в организации (ч.1 ст.3 Закона от 18.07.2011 № 300-З «Об обращениях граждан и юридических лиц»).
Соответственно, такое обращение гражданина необходимо принять и зарегистрировать (ч.1 п.1 ст.13 Закона № 300-З)
ЭЛЕКТРОННЫЕ ОБРАЩЕНИЯ
С 2 января 2023 г. электронные обращения можно подать только с использованием государственной единой (интегрированной) республиканской информационной системы учета и обработки обращений граждан и юрлиц.
Нужен ли теперь в организации журнал регистрации обращения граждан?
Определяется организацией самостоятельно.
Регистрация обращений заявителей, поступивших в госорганы, иные госорганизации, и ответов на них осуществляется в государственной единой (интегрированной) республиканской информационной системе учета и обработки обращений граждан и юрлиц, а также может осуществляться в системе электронного документооборота либо с использованием регистрационно-контрольных форм на бумажном носителе (п.6 Положения о порядке ведения делопроизводства по обращениям граждан и юридических лиц, утв. постановлением Совмина от 30.12.2011 № 1786).
Таким образом, в системе учета и обработки обращений, обращения регистрируются обязательно, а в журнале регистрации обращений граждан могут регистрироваться дополнительно для организации их учета, контроля исполнения и поиска внутри организации
Нужно ли с 02.01.2023 с официального сайта предприятия убрать вкладку о подаче электронных обращений? Да.
Вместо размещения специальной рубрики «Электронные обращения» и информации о способе либо способах подачи электронных обращений в госорган, иную госорганизацию (направление на адрес электронной почты и (или) размещение в специальной рубрике на интернет-сайте) должна быть размещена информация о порядке направления в госорган, госорганизацию электронных обращений посредством государственной единой (интегрированной) республиканской информационной системы учета и обработки обращений граждан и юрлиц с указанием гиперссылки на нее (абз.4 подп.7.2 п.7 постановления Совмина от 29.04.2010 № 645 «О порядке функционирования интернет-сайтов государственных органов и организаций»)
РЕГИСТРАЦИЯ ОБРАЩЕНИЙ
Является ли благодарность граждан сотруднику социальной сферы в письменном виде обращением граждан? Как эти благодарности учитывать и как регистрировать? Да, является. Регистрируются в установленном порядке.
Обращения принимаются к сведению и ответы на них не направляются в случаях, если обращения содержат только благодарности (абз.3 п.3 ст.14 Закона № 300-З)
Обязательно ли регистрировать обращения, поступившие на прямые телефонные линии в системе обращений? Нет, их не нужно регистрировать.
Закон № 300-З не распространяется на обращения граждан, и юрлиц, поступающие в ходе «прямых телефонных линий»
Обращение заявителя, изложенное в письменной форме, поданное нарочным либо посредством почтовой связи, должно ли регистрироваться в системе учета и обработки обращений? Должно регистрироваться в госорганах и иных госорганизациях. В иных организациях – в системе электронного документооборота либо в регистрационно-контрольной форме
Заявитель направил обращения в адрес учреждения почтовым направлением. Гражданин в Системе не зарегистрирован. Обращения нужно регистрировать в единой системе учета и обработки обращений либо в журнальной (или форме, утвержденной в учреждении)? Ответ заявителю отправлять почтовым отправлением? В госорганизации обращение, отправленное почтовым отправлением, должно быть зарегистрировано в системе учета и обработки обращений. Ответ заявителю направляется почтой.
Также дополнительно оно может быть зарегистрировано в регистрационно-контрольной форме, установленной в этой госорганизации (п.6 Положения № 1786).
Гражданину направляется письменный ответ (п.1 ст.14 Закона № 300-З)
КНИГА ЗАМЕЧАНИЙ И ПРЕДЛОЖЕНИЙ
Согласно постановлению Совмина от 19.12.2022 № 877 организация не входит в перечень организаций, в которых ведется книга замечаний и предложений. Необходимо ли издать приказ об отмене ведения книги замечаний и предложений в организации? Каков порядок отзыва книг из пунктов оказания услуг? Порядок прекращения ведения книг замечаний и предложений и их отзыва из пунктов оказания услуг определяется организацией самостоятельно.
По мнению автора, необходимо издать приказ об отмене приказа о ведении книги замечаний и предложений.
Для этого применяется устойчивый оборот: «Признать утратившим силу приказ … от … № …» (ч.12 п.99 Инструкции по делопроизводству в государственных органах, иных организациях, утв. постановлением Минюста от 19.01.2009 № 4).
Также может быть издан и приказ об отмене ведения книг замечаний и предложений, если в нем будут закреплены дополнительные предписания или разъяснения, иные действия, связанные с прекращением ведения книг замечаний и предложений

Татьяна Пупкевич
экономист, редактор Правовой платформы «Бизнес-Инфо» 

Исключительное право на данный авторский материал принадлежит ООО «Профессиональные правовые системы»