ДИСТАНЦИОННОЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ: КАК БУДУТ УЧИТЬ ВЗРОСЛЫХ В БЕЛАРУСИ

Ведомственным постановлением от 15 декабря 2022 года №481 «О дистанционной форме получения образования при реализации образовательных программ дополнительного образования взрослых» утверждено соответствующее положение. Оно опубликовано на главном правовом портале страны.

Положение устанавливает основные требования к организации образовательного процесса в целях освоения слушателями, стажерами образовательных программ дополнительного образования взрослых в дистанционной форме получения образования. Эти правила распространяются на учреждения дополнительного образования взрослых, учреждения образования, реализующие образовательные программы дополнительного образования взрослых, иные организации, которым в соответствии с законодательством предоставлено право осуществлять образовательную деятельность, индивидуальных предпринимателей, которым в соответствии с законодательством предоставлено право осуществлять образовательную деятельность.

Напомним, что в Беларуси создана разветвленная сеть учреждений образования системы повышения квалификации и переподготовки кадров. Образовательные программы дополнительного образования взрослых реализуют около 400 учреждений образования и организаций, различных по ведомственной подчиненности и формам собственности. Ежегодно непрерывным профессиональным образованием в стране охвачено около 350 тыс. человек.

В учреждениях высшего и дополнительного образования взрослых обучение ведется по 385 специальностям переподготовки. При этом перечень специальностей переподготовки постоянно корректируется с учетом требований организаций-заказчиков кадров.

Государство гарантирует работникам повышение их квалификации не реже одного раза в пять лет (а для отдельных категорий работников – не реже одного раза в три года).
Согласно постановлению №481, образовательные программы переподготовки руководящих работников и специалистов, имеющих высшее и среднее специальное образование, разрешено реализовывать в дистанционной форме по специальностям, установленным Общегосударственным классификатором Республики Беларусь ОКРБ 011-2022 «Специальности и квалификации», утвержденным постановлением Министерства образования от 24 марта 2022 г. № 54.

Исключение составляют специальности, по которым не допускается получение образования в дистанционной форме. Их перечень определен постановлением Совмина от 9 августа 2022 г. №518 «О реализации Закона Республики Беларусь от 14 января 2022 г. №154-З «Об изменении Кодекса Республики Беларусь об образовании».

Таким образом, в дистанционной форме не допускается реализация образовательных программ:

повышения квалификации рабочих (служащих);
переподготовки рабочих (служащих);
профессиональной подготовки рабочих (служащих);
подготовки водителей механических транспортных средств, самоходных машин;
переподготовки водителей механических транспортных средств, самоходных машин;
повышения квалификации водителей механических транспортных средств, самоходных машин.
В положении о дистанционной форме получения образования при реализации образовательных программ дополнительного образования взрослых отмечается, что текущая и промежуточная аттестация таких обучающихся по решению учреждения образования может проводиться как при личном присутствии слушателя курса и педагогических работников (комиссии) по месту проведения экзамена (зачета) либо с использованием дистанционных образовательных технологий и применением прокторинга.

Прокторинг – это процедура контроля на онлайн-экзамене или тестировании, где за всем процессом наблюдает администратор – проктор. Он следит за действиями экзаменуемого с помощью веб-камеры и видит, что происходит на мониторе его компьютера.
Результаты прокторинга будут находиться в учреждении образования не менее одного года после прохождения текущей или промежуточной аттестации.

Итоговая аттестация по программе переподготовки руководящих работников и специалистов, имеющих высшее и среднее специальное образование, должна осуществляться в учреждении образования при личном присутствии обучающегося на заседании государственной экзаменационной комиссии по месту проведения итоговой аттестации. В других случаях аттестовывать слушателей разрешается с использованием дистанционных образовательных технологий и процедуры прокторинга.

ИСТОЧНИК